Ассоциация производителей пива назвала сроки внедрения маркировки пива нереалистичными Введение в РФ обязательной маркировки пива с 1 сентября 2022 года может привести к коллапсу на рынке, считает Ассоциация производителей пива (АПП), объединяющая трех крупнейших игроков рынка — AB InBev Efes, Carlsberg (CSE:CARLb) Group («Балтика») и Heineken.
«Обозначенные сроки введения маркировки являются нереалистичными и могут привести к коллапсу на пивоваренном рынке. Члены АПП принимают участие в проекте по внедрению маркировки, и мы можем заявить, что девяти месяцев для внедрения системы маркировки для кег и года для всей остальной продукции явно недостаточно», — заявил «Интерфаксу» исполнительный директор АПП Вячеслав Мамонтов.
Уже с 1 сентября могут начаться сбои в поставках разливного пива в точки общепита, а в конце года эта ситуация может распространиться и на другие сегменты, прогнозирует ассоциация.
Как сообщалось, Минпромторг предлагает начать обязательную маркировку пива и слабоалкогольных напитков с 1 сентября 2022 года. Предполагается, что с этой даты маркировка будет введена для пива в специализированной упаковке (не предназначенной для реализации конечному потребителю), а с 1 декабря 2022 года — для остальной продукции. Также с 1 сентября следующего года планируется запустить обязательную маркировку при выводе из оборота (продаже) пива в специализированной упаковке (для пива в потребительской упаковке — с 1 июня 2023 года).
«Мы уверены, что для полноценного и безболезненного внедрения проекта маркировки потребуется значительно более длительный период, чем один год», — сказал Мамонтов.
Например, пока не решен вопрос сосуществования двух параллельных систем — ЕГАИС и маркировки. «Не менее важен и вопрос наличия технических решений для внедрения маркировки. В указанные сроки поставщики специализированного оборудования не смогут удовлетворить потребности российского рынка. Кроме того, пивоварам необходимо будет установить и протестировать новое оборудование, что может занять продолжительное время. Особенно стоит учесть фактор, что для маркировки отдельных видов упаковки, например, алюминиевых банок, пока нет подходящих технических решений», — отметил исполнительный директор АПП.
Также непонятен вопрос стоимости технических решений, которые отрасли предстоит закупить и внедрить. Реализация этого проекта может привести к существенному повышению себестоимости и, соответственно, к росту конечных цен на пиво, считает отраслевая ассоциация. На фоне сокращения покупательной способности населения это может быть негативно воспринято потребителями и приведет к росту нелегального рынка, считают в АПП.
Эксперимент по маркировке пива (а также напитков, изготавливаемых на его основе, сидра, пуаре, медовухи и безалкогольного пива) стартовал в России с 1 апреля 2021 года и продлится до 31 августа 2022 года.
По данным ЦРПТ (оператор системы маркировки в России), в пилотном проекте участвует 167 компаний, которые занимают более 80% рынка. За время эксперимента было протестировано нанесение кодов на все наиболее востребованные в отрасли виды упаковки, тесты прошли успешно, говорится в сообщении ЦРПТ.
Среди компаний, поддерживающих введение маркировки — производители «Афанасий» и «Пирна», представителей которых цитирует ЦРПТ.
«На нашем предприятии прошел эксперимент, он завершился успешно. Мы находимся на стадии выбора поставщика технического решения, который на нашей площадке будет внедрять маркировку. Мы позитивно относимся к введению маркировки, так рынок станет прозрачнее, а потребитель будет защищен. В установленные сроки мы будем полностью готовы», — сказала руководитель проекта Марина Реброва из компании «Афанасий».
«В ходе эксперимента мы смогли определиться с необходимым решением и понять, что расходы не такие существенные, как думали ранее. В настоящее время готовимся к введению обязательной маркировки. Меры правительства поддерживаем, уверены, что нелегального пива станет меньше», — заявила руководитель проекта пивоварни «Пирна» Анна Котлова.
Ассоциация производителей пива назвала сроки внедрения маркировки пива нереалистичными